Рубрики:

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Межмуниципальное сотрудничество: стратегический аспект


ГРИЧУК Анатолий Григорьевич, САЛОМАТИН Борис Александрович


Директор Центра современных технологий государственного и муниципального управления, УрАГС, к.э.н., доцент

Стратегия Нижневартовского района определяет долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления района в экономической, социальной и иных сферах жизни, согласованную с интересами местного сообщества муниципального образования и входящими в состав района поселениями, стратегическими интересами Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

Главное для района в краткосрочной и в длительной перспективе – это организовать управление территорией как ресурсной базой хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, обеспечить необходимую для устойчивого развития самодостаточность поселений, создать условия для экономического и социального благополучия домашних хозяйств.

Мы не ставим задачу в одной публикации раскрыть все составляющие стратегии Нижневартовского района во всем многообразии и многоаспектности стратегического планирования, мы хотели бы выделить только то, что касается вопросов межмуниципального сотрудничества в перспективе межмуниципальной интеграции. На наш взгляд, это то, что является новым вектором развития, возможно, даже формирования «новой экономики» муниципальных образований, позволяющей минимизировать в заданном периоде времени зависимость от монополизированной хозяйственной деятельности, сложившейся в советское время, не только района, но и всех муниципальных образований, расположенных в границах района. Мы не исключаем нефтяной отрасли из стратегических подходов органов государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – это экономическая основа современной России, мы ведем речь о формировании новой муниципальной экономики, которая позволит сформировать новое понимание муниципального управления в соответствии с тем, что предопределяет статья 8 федерального закона 131–ФЗ.
Район, в отличие от городских округов, располагает природными ресурсами, что делает его более привлекательным для инвестиций
Почему возникает вопрос организации межмуниципального сотрудничества. Ответы на него скрыты в сущности муниципального образования муниципальный район. Во-первых, на территории района расположено пять городских округов: г. Нижневартовск, г. Лангепас, г. Мегион, г. Покачи и г. Радужный, которые располагают высококвалифицированными специалистами, в том числе рабочих профессий; на их территории расположены предприятия инфраструктурного комплекса, высоко технологически оснащенные, их потенциал, как в прочем и района, в полном объеме не используется. Причин тому много – об этом разговор впереди.

Во-вторых, район, в отличие от городских округов, располагает лесными, водными ресурсами, полезными ископаемыми, землями сельскохозяйственного назначения, иными природными ресурсами, что делает его привлекательным для инвестиций, создания предприятий различных форм собственности, в том числе и межмуниципальных по производству товаров, связанных с переработкой и использованием ресурсов района. Следовательно, это является основанием для открытия новых видов деятельности, формирования локальных рынков, создания новых рабочих мест, в том числе решения вопросов местного значения межмуниципального характера, возможности пополнения доходной части бюджета района, городских округов, расположенных в границах муниципального образования.

Есть немало вопросов местного значения, которые имеют межмуниципальный характер и могли бы решаться в рамках межмуниципального сотрудничества

В-третьих, существующий малый и средний бизнес, как правило, ориентирован на решение вопросов местного значения, что, с одной стороны, привлекательно и не вызывает каких-либо вопросов, кроме совершенствования, развития и т.п. Однако все, что зарабатывает малый бизнес, строится на доходах тех, кто работает в реальном секторе экономики (нефтяной и газодобывающей отрасли, либо нечто подобное). Практически все, что зарабатывает человек, тратится «в вопросах местного значения»: торговля, общественное питание, услуги транспорта, образование, здравоохранение, тепло, водо, электроснабжение и т.д., что обеспечивает комфортность и безопасность проживания, восстановление рабочей силы, «воспроизводство человека» и т.п. По большому счету это не является существенным источником пополнения бюджета.

Есть немало вопросов местного значения, которые имеют межмуниципальный характер и могли бы решаться в рамках межмуниципального сотрудничества, возможно, межмуниципальной интеграции и даже межмуниципальной специализации муниципальных образований. В частности, к таковым мы относим: производство сельскохозяйственной продукции, рыбы, переработку дикоросов, пошив специальной и форменной одежды (медицинского работника, воспитателя дошкольного образовательного учреждения, работников жилищно-коммунального хозяйства и т.п.), организацию межмуниципальных перевозок с учетом интересов городских округов, расположенных в границах района, выращивание саженцев, рассады, так необходимые для организации благоустройства поселенческих и городских территорий, организацию оптовой и мелкооптовой торговли, организацию переработки бытовых отходов, формирования рекреационных зон и т.д. Список может быть продолжен и не является исчерпывающим. Данный список будет продиктован интересами развития территорий, формирования новых рабочих мест (так необходимых в условиях кризиса), интересами формирования рынка местных товаров, что минимизирует зависимость от поставщиков продукции «извне», меняет соотношение товаров местного производства и завозимых «извне» в пользу первых, и главное производство местных продуктов питания, продукции, традиционной для народов севера. По сути, это есть основа формирования «новой экономики», источник пополнения бюджета «извне». есть немало вопросов местного значения, которые имеют межмуниципальный характер и могли бы решаться в рамках межмуниципального сотрудничества.

В-четвертых, немаловажным фактором, регулирующим межмуниципальное сотрудничество, является единая межмуниципальная нормативная правовая база, которая нацелена сформировать общепризнанные правила решения вопросов местного значения в рамках межмуниципального сотрудничества, к числу таковых мы относим:


  • правила использования муниципальной собственности, муниципальных ресурсов: человеческих, земельных, водных ресурсов, лесных и сельскохозяйственных угодий района;
  • правила предоставления услуг организациями, осуществляющими решение вопросов местного значения в рамках межмуниципального сотрудничества;
  • правила пользования услугами, предоставляемыми организациями различных форм собственности в рамках решения вопросов местного значения; соглашения по формированию межмуниципальных, локальных рынков продукции, выпускаемой предприятиями малого и среднего бизнеса, иными в рамках решения вопросов местного значения;
  • соглашения по формированию межмуниципального заказа в соответствии с действующим законодательством;
  • соглашения по использованию бюджетных средств для решения вопросов местного значения в рамках межмуниципального сотрудничества. Цель – объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения, например, посредством образования межмуниципальных предприятий в лице хозяйственных обществ, иных межмуниципальных организаций в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, участников соглашения.

Совокупность таковых правил формирует единые условия для развития бизнеса, формирует стабильность муниципальной правовой базы и т.п.

Межмуниципальное сотрудничество Нижневартовского района и городских округов, расположенных в границах муниципального образования, осуществляется с целью обеспечения роста реального сектора экономики и одновременного развития муниципального сектора экономики, создания межмуниципальных хозяйственных обществ, продовольственной интеграции, формиро-вания интегрированного межмуниципального заказа, создания интегральной межмуниципальной инфраструктуры решения вопросов социальной сферы и иных вопросов местного значения, минимизации экономической зависимости от общих экономических и социальных угроз, формирования эффективного политического климата, обеспечивающего легитимность публичной власти и гарантирующего формирование рациональной системы ценностей.

Стратегическая цель межмуниципального сотрудничества – содействие формированию муниципальной экономики, малого и среднего бизнеса, эффективно функционирующих домашних хозяйств муниципальных образований, создание условий для их дальнейшего социально-экономического развития.

Основные направления сотрудничества:


1) создание институциональных условий, стимулирующих деятельность населения к росту доходов домашних хозяйств, каждого из входящих в интеграцию муниципальных образований, посредством формирования механизмов эффективного управления собственностью, содействия развитию межмуниципальных рыночных обменов, интегрированных в локальные и региональные рынки производителей потребительских товаров, сельскохозяйственной и иной продукции, повышение социальной и экономической защищенности населения, предпринимателя;

2)
обеспечение устойчивого и стабильного развития территорий в условиях изменений внешних экономических и политических факторов, повышение конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции путем организации прямого диалога о сотрудничестве: органы местного самоуправления предприниматели Нижневартовского района, городских округов, расположенных в границах района;

3)
создание условий, гарантирующих равный доступ сельскохозяйственных производителей на продовольственный рынок городских округов, в том числе путем организации мини-рынков, предоставления торговых площадей для развития фирменной, оптовой и розничной торговли, привлечения к сотрудничеству действующие торговые сети;

4) разработка и определение основных направлений межмуниципального сотрудничества в области образования, здравоохранения, культуры, муници-пальной экономики, производства и других сферах жизнедеятельности муниципальных образований, создающих условия для комфортного и безопасного проживания населения в муниципальных образования;

5)
развитие транспортной инфраструктуры и дорожной деятельности;

6) создание мест отдыха и рекреации, развитие туризма, прежде всего туризма и отдыха выходного дня, в том числе расширение использования для указанных целей водных ресурсов;

7) утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов, гарантирующих экологическую стабильность, доходность хозяйственной деятельности.

8)
инициирование разработки локальных Программ по обеспечению стабильного продвижения межмуниципального партнерства, выявлению и развитию потенциальных точек роста территорий с целью наиболее эффективного удовлетворения потребностей в реализации стратегических планов развития каждой территории-партнера, защите природной среды и росту экономической ценности ресурсов муниципальных образований;

9)
формирование среды новых инвестиционных возможностей и программ размещения производительных сил на территории региона;

10)
интеграция процессов подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, специалистов бюджетной и иных сфер, создания условий для привлечения, закрепления высокопрофессиональных специалистов, работающих в органах местного самоуправления, бюджетных и иных организациях малого и среднего бизнеса;

11)
формирование интереса органов государственной власти округа к участию в развитии Нижневартовского региона посредством поддержания межмуниципального сотрудничества в реализации национальных проектов, окружных программ, межмуниципальных и муниципальных проектов, полномочий органов государственной власти округа, долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры Нижневартовского региона, долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов межмуниципальных проектов и программ, интеграция в социально-экономическую политику округа;

12)
унификация правовой базы и политики.

Взаимодействие органов местного самоуправления Нижневартовского района и городских округов, расположенных в границах муниципального образования, предполагает переход на качественно новую форму сотрудничества, предоставленную федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ в области межмуниципальной интеграции для совместного решения вопросов местного значения.

Механизмы реализации Стратегии.

Экономическое развитие Нижневартовского региона – деятельность, затрагивающая различные сферы экономической и общественной жизни. Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на включении внутренних ресурсов повышения эффективности социально-экономического развития Нижневартовского региона.

Система мер по реализации Стратегии включает организационные, правовые и финансовые механизмы.

К организационным механизмам, обеспечивающим реализацию Стратегии, можно отнести следующие мероприятия:

  • внедрение системы индикативного управления;
  • утверждение кодификатора функций государственного управления, * нацеленных на реализацию положений межмуниципального сотрудничества;
  • на межмуниципальном уровне – системы индикаторов для оценки эффективности решения вопросов межмуниципального сотрудничества;
  • на уровне муниципальных образований – определение системы индикаторов для оценки эффективности исполнения достигнутых соглашений, общеобязательных правил решения вопросов межмуниципального сотрудничества, пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований, занятости населения и т.п.
  • совершенствование организационной структуры администраций муниципальных образований для решения вопросов межмуниципального сотрудничества;
  • внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров при решении вопросов межмуниципального сотрудничества;
  • формирование кластерной политики, обеспечивающей создание конкурентоспособных кластеров в реальном секторе экономики региона (прежде всего в АПК, туристско-рекреационной сфере), обеспечивающей формирование условий для продвижения инновационных технологий в традиционные отрасли и появления новых предприятий за счет поддержки инициатив органов местного самоуправления, направленных на достижение результативной кооперации организаций-поставщиков оборудования, сырья, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций;
  • расширение и развитие форм сотрудничества всех муниципальных образований, расположенных в границах района;
  • совершенствование инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно – создание малых предприятий, межмуниципальных предприятий в новых видах экономической деятельности: местное производство конкурентоспособных строительных материалов (кирпич, стеновые блоки, теплоизоляционные материалы, цемент, сухие строительные смеси), лесопереработка, оказание широкого спектра услуг по строительству: деревянное домостроение, строительство быстровозводимых жилых домов; художественно-оформительские и дизайнерские работы (арт, веб-дизайн, заготовка шкур и шерсти домашних животных, пошив национальной одежды, обуви); развитие животноводческих ферм и птицефабрик, предоставление услуг физкультурно-оздоровительной деятельности (фитнесс, аэробика, спортивные секции, группы здоровья), услуг по обучению и репетиторству, ремонту одежды, бытовой техники, химчистки, пунктов быстрого питания, мини-переработки мяса и рыбы и т.д.;
  • установление доверия между бизнесом и органами государственной власти, органами местного самоуправления за счет развития частногосударственного и частномуниципального партнерства, развитие механизмов частногосударственного партнерства на региональном и местном уровнях, в том числе при реализации инфраструктурных проектов, при создании и развитии особых экономических зон, особенно в нефтегазоперерабатывающих сферах;
  • внедрение в нерыночные сектора хозяйства механизмов рыночного ценообразования и конкуренции, переход от субсидирования предприятий к адресной социальной поддержке потребителей социально значимой продукции и услуг (в первую очередь это касается жилищно-коммунального хозяйства);
  • обеспечение эффективного функционирования систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов государственного и муниципального управления и систем мониторинга реализации региональных и муниципальных программ.

С чего начать? На наш взгляд, первым шагом должно быть подписание договора о намерении сотрудничества, где отразить цели, задачи, направления сотрудничества, условия и т.п. Следующим шагом нам видится подготовка соответствующих соглашений и перечня нормативных правовых актов, которые должны быть приняты, процедуры их разработки, согласования и принятия. Далее создание межмуниципальных предприятий, предприятий иных форм собственности для решения вопросов межмуниципального сотрудничества, создание условий на территории каждого муниципального образования, способствующих развитию «новой экономики» которая должна стать фактором, обеспечивающим поступательное движение в направлении минимизации экономической зависимости от традиционно сложившихся отраслей, не ущемляя их интересов.

Таким образом, подходы, которые мы обозначили в самом общем виде, могут содействовать не только развитию муниципальных образований Нижневартовского региона, но и, как видится нам, способствовать преодолению кризиса, отдельные аспекты которых видны из логики и характера наших рассуждений.
Стратегия межмуниципального сотрудничества будет основываться на включении внутренних ресурсов повышения эффективности развития Нижневартовского района

версия для печати


2008 © Регион 86. Журнал государственного и муниципального управления Югры. Все права защищены. При перепечатке ссылка на журнал и веб-сайт обязательна. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей.
Сделано в Интернет-агентстве «MadNord» 2008, Ханты-Мансийск
Вязание мужских шапок.